Поли-Националист и Энантиосемит (red_ptero) wrote,
Поли-Националист и Энантиосемит
red_ptero

Categories:

Любопытный взгляд на Маркса и марксизм. Весьма любопытный...

Максимельен Рюбель. Маркс против Марксизма

rubel

Максимильен Рюбель “Маркс против марксизма”. Пер. с франц. М.: НПЦ «Праксис», 2006. 210 с.

Сканирование — livasprava.in.ua

Сборник статей французского исследователя Максимильена Рюбеля, одного из крупнейших мировых специалистов по наследию Карла Маркса, представляет неортодоксальный взгляд на идеи автора «Капитала» и «Манифеста Коммунистической партии». Был ли Маркс основоположником марксизма? Кто придумал слово «марксизм»? Являлся ли СССР марксистским государством? Рассматривая эти и другие дискуссионные вопросы, М. Рюбель приходит к выводу, что марксизм во всех его идеологических разновидностях явился отрицанием подлинных мыслей Маркса, будучи «самым великим, если не самым трагическим недоразумением ХХ столетия».

Иной Маркс Максимельена Рюбеля

Еще одна книга о Марксе и марксизме? После той горы литературной продукции, что осталась с советских времен?

Да, но в этом сборнике статей Максимильена Рюбеля Карл Маркс предстает совсем не таким, каким изображал его офи­циальный марксизм-ленинизм. Созданный коммунистической пропагандой образ Маркса, прочно внедрившийся в обществен­ное сознание, рисует нам основоположника теории и полити­ки, унаследованной Лениным, Сталиным, Мао, Брежневым и пр., сторонника всеобщего огосударствления и диктатуры Ком­мунистической партии. С подобной интерпретацией полнос­тью согласны и антикоммунисты: так в русском предисловии к «Черной книге коммунизма» А.Н. Яковлев выводит массо­вые репрессии, концлагеря, депортации народов именно из марксова аморализма, «пренебрежения к конкретному человеку». Образ, возникающий на страницах работ Рюбеля, прямо про­тивоположен: Маркс – либертарный мыслитель и демократ, гума­нист, у которого этика предшествовала политэкономии, певец чело­веческого самоосвобождения, противник партийного фетишизма – и, самое главное, не создатель, а жертва всех последующих «марк­систских» идеологий, полностью извративших его мысль.

Кто же такой этот автор, бросивший вызов сразу двум ортодоксиям?

Максимильен Рюбель (1905-1996) родился в 1905 г. в укра­инском городе Черновцы, входившем тогда в состав Австро-Вен­грии. Изучая право и философию в Вене в 20-е годы, он впервые заинтересовался идеями Маркса. Значительное влияние на формирование его мировоззрения оказал австромарксизм – левое идейно-политическое течение в социал-демократии. В дальнейшем творчестве Рюбеля явно прослеживается воздей­ствие концепций одного из крупнейших философов этой ин­теллектуальной школы — Макса Адлера, который, исследуя идеи Маркса, подчеркивал важность этической стороны соци­ализма и активную роль общественного сознания в движении к новому обществу.

В 1931 г. Рюбель переехал в Париж, где и оставался до кон­ца своей жизни. Он получает диплом специалиста по германис­тике в Сорбонне и становится сотрудником Национального цен­тра научных исследований. В 1954 г. защищает диссертацию, посвященную интеллектуальной биографии Маркса, а спустя пять лет основывает журнал «Etudes de marxologie». Именно Рюбель впервые обозначил научное изучение идей и деятельности Марк­са понятием «марксология», став одним из наиболее выдающих­ся ее представителей. Автор нескольких книг и многих десятков «марксологических» статей, он, однако, получил наибольшую известность как составитель и редактор собрания сочинений Маркса на французском языке, снабженных обширными и тщательными комментариями.

Всемирно признанный специалист, Максимильен Рюбель вос­принимался научным истеблишментом СССР и промосковскими компартиями исключительно как «буржуазный фальсифи­катор». И это неудивительно, учитывая принципиальное несогласие ученого с официальными советскими трактовками марксизма. В том, что марксово освободительное учение было, после соответствующего препарирования, превращено в государ­ственную идеологию тоталитарного режима, Рюбель видел исто­рическую трагедию. Однако, с другой стороны, по его глубокому убеждению, именно методология и теория Маркса позволяют раскрыть подлинную сущность и предназначение систем, которые называли себя «социалистическими», но на самом деле явля­лись формами государственного капитализма, предвиденного ав­тором «Капитала».

Отвергая ленинистскую интерпретацию марксизма, Рю­бель не ограничивался только этим: он отрицал правомерность существования «марксизма» как такового. Конструирование жесткой системы идеологических постулатов из высказыва­ний отдельного автора и наименование такой доктрины име­нем «учителя» было, по его мнению, глубоко противно духу марксовой мысли. Маркс, как стремился показать Рюбель в своих работах, не претендовал на создание идеологии для «руководства» рабочим движением: напротив, постоянно со­вершенствующаяся теория и политические идеи рассмат­ривались им как производные от саморазвития движения трудящихся, их творческой самодеятельности, Selbsttatigkeit. Отсюда и взгляд Маркса на роль коммунистической партии, которая мыслилась ему не как иерархи­чески-централизованная авангардная структура, призванная вести массы к заранее обозначенной идеологами цели, а как виртуальное, выражаясь современным языком, сообще­ство людей, сознающих общую направленность пролетарс­кого движения и стремящихся дать теоретическое и поли­тическое выражение его интересам. «Марксизм» во всех его разновидностях, по мнению Рюбеля, предал забвению эти фундаментальные методологические и этические принци­пы, подтвердив правоту известного высказывания Маркса: «Я знаю только то, что сам я не марксист».

Сведение Рюбелем всего послемарксовского марксизма исключительно к набору элитаристских идеологий, каждая из которых по-своему предала заветы Маркса, безусловно может быть оспорено. Однако история абсолютного большинства политических движений, декларировавших приверженность идеям Маркса, определенно свидетельствует о тенденциях подмены самоосвобождения масс деятельностью мудрых вож­дей. И в этом смысле критический пафос работ Рюбеля впол­не обоснован.

Сам Максимильен Рюбель был в первую очередь ученым, а не политическим активистом. Дело его жизни заключалось в исследовательской и просветительской работе. Но он считал себя коммунистом в аутентичном, марксовом смысле и свои­ми трудами стремился внести вклад в дело социалистическо­го просвещения, поддерживая одновременно такие прогрес­сивные общественные движения, как женское и экологическое. Правда, в течение некоторого времени он сотрудничал с фран­цузской группой «коммунистов советов», с которыми его сбли­жала убежденность в решающей роли творческой спонтанно­сти трудящихся масс. Но все же и это ответвление марксизма не могло удовлетворить его в полной мере – прежде всего из-за примитивного, как он полагал, понимания «пролетарской стихийности». В отличие от «коммунистов советов», отрицавших политику и возводивших в культ экономическую борьбу рабочих на производстве, Рюбель вслед за Марксом и Энгель­сом считал, что либерально-демократическая система представляет собой важное завоевание трудящихся, и только пройдя необходимую политическую школу в рамках этой системы, пролетариат сможет подняться на более высокую ступень – уровень «интегральной» демократии, равнозначной растворе­нию самого государства в самоуправляемом обществе. Таким образом, либертарные идеи сочетались у Рюбеля с идеями демократическими, образуя синтез, вдохновленный теорети­ческим и политическим наследием Карла Маркса.

Настоящий сборник статей – первая публикация произ­ведений М. Рюбеля в России, стране «марксистского экспери­мента», превозносимого одними и проклинаемого другими. В чем же состояли подлинные концепции Маркса? Какое отно­шение имеют они к тому, что делалось во имя них и от их имени? Рюбель предлагает свои ответы, позволяющие по-но­вому взглянуть на великого мыслителя, судьба идей которого стала одной из величайших исторических драм XX столетия.

Алексей Гусев

Содержание

Маркс — теоретик анархизма

Маркс и демократия

Наука, этика и идеология

Заметки о пролетариате и его миссии

Пролетарская партия

Хартия Первого Интернационала

Легенда о Марксе, или Энгельс-основоположник

Большевизм и марксизм

«Самое слабое звено»

Историческая функция новой буржуазии

За наводку спасибо vaspono

Добавлю также два фрагмента с сайта "Мой Маркс" Вальтраут Шелике - из раздела "Трудности перевода" http://www.wtschaelike.ru/?p=79 :

Menschliche Verhaeltnisse – обычно переводятся как человеческие отношения, что верно, но односторонне, так как при этом упускается значение немецкого menschliche еще и как человечного. Человеческие отношения в истории человечества по Марксу и Энгельсу раздвоены на человечные (menschliche) и обесчеловеченные (entmenschte) отношения. Найти истоки такого раздвоения Маркс и Энгельс ставят своей задачей при исследовании движущих сил истории человечества.

****

Menschliche Gesellschaft – понятие, которое переведено в “Тезисах о Фейербахе” как человеческое общество, являющееся точкой зрения коммунистов. При таком переводе трудно понять, о чем, собственно речь: Общество человеческое, а какое же оно еще, ведь не животное же? Но если взять за основу значение menschliche еще и как человечное, то все станет на свои места. Точка зрения коммунистов – человечное общество! Слитность марксизма с гуманизмом при таком варианте перевода становится очевидной.

****

Tags: Был ли в СССР социализм?, Вопросы теории, История, История КПСС, Марксизм
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 34 comments